14:55 Анализ стихотворения "Белый пожар" К.Бальмонта |
Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя, К.Бальмонт явился ярким представителем «старшего символизма» в России начала 20 века. Он навсегда стал заложником декадентского мироощущения с его особенным психологическим типажом – рубежным человеком, бездомным, пессимистично настроенным, не принадлежащим ко времени эпохи. Стихотворение «Белый пожар», пожалуй, не самое известное произведение К.Бальмонта, но в то же время оно является яркой декларацией философии модернизма. Трагически обречённое осмысление миропорядка, жизни и судьбы отдельно взятой личности (подобно А.Шопенгауэру и Ф.Ницше) формировало замкнутую поэтическую систему с устойчивым комплексом образов-символов: белые кони, языки огня. Нам представлены два полюса этой системы – мир, движимый без конца и цели слепой волей, и человек, в творческой фантазии которого возможно совершенствование жизни. В стихотворении тесным образом столкнулись все четыре стихии: огонь, воздух, земля и вода. Столь несоединимые, разрушительные и неуправляемые образы символизируют хаос дореволюционного времени. Однако К.Бальмонт, стремясь предать своему стиху более абстрактное и философское звучание, осознанно уходит от связи с конкретной социально-исторической ситуацией. Схема поэтического пространства задаётся поэтом уже в первой строфе. «Я стою на прибрежье» - значит внизу, на земле; «в пожаре прибоя» - значит вверху, в небесном пространстве. Вот она – характерная вертикаль, соединяющая два противоположных полюса (низ – верх, земля - небо). Обозначая пространственные характеристики мира, К.Бальмонт соединяет полярности, признаёт равнозначность противоположностей, лишь вместе образующих целостность космоса. А в строфе «Опрокинулись, вспыхнули, вправо и влево» продемонстрировано пересечение ещё двух линий (горизонталь - вертикаль). Стихотворение состоит из 3 строф и 12 строк. Оно написано четырёхстопным анапестом с перекрёстной рифмовкой женских и мужских констант: ̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ a ̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ / b ̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ a ̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ /̮ ̮ _ / b
Анапест писатель выбрал неслучайно, т.к. этот метр как нельзя лучше передаёт стремление, порывистость, движение и напряжённость нечеловеческих страстей. Стоит отметить, что наряду с мистическими образами и символами, в творчестве поэта возникают и нотки импрессионизма. Вслед за П.Верленом, К.Бальмонт отдал дань мелодике и лиричности в произведении. Музыкальность и пантеизм стихотворения вторят творчеству Фета. Многие современники нередко критиковали К.Бальмонта за его чрезмерную увлечённость фонетической стороной лирики, иногда жертвуя смыслом. Действительно, языковые средства, использованные поэтом в этом произведении, крайне разнообразны. Такой троп гибридной природы, как аксюморон, встречается уже в самом названии «Белый пожар» (чистое, невинное, светлое противопоставляется огненному, предсмертному, страшному и пугающему). Само стихотворение нанизано яркими художественными эпитетами: предсмертное напряжение, распалённый белый конь, дикая погоня, жадная торопливость, обессиленные белые огни. Немаловажную роль в закручивании сюжета играют сравнение (точно конь), метафоры (блистает волна, другие волны разметали гривы, несутся, бегут, замирают, жгут торопливостью, опрокинулись, вспыхнули, вздохнули, умирают), полисиндетон (И за нею другие, как белые кони…/ И себя торопливостью жадною жгут…) и инверсия (в напряженье предсмертном). Смысловая нагруженность создаётся за счёт отглагольных существительных и глагольных рифм, градации, а также за счёт звуковых образов, возникнутых при помощи ассонанса («Языки обессиленных белых огней») и звуковой анафоры («… вспыхнули, вправо и влево»). Трёхступенчатая композиция стихотворения (рождение, становление и смерть) и образ волны, настигающая лирического героя, помогают глубже понять идею произведения. Тематика жизни представлена в виде необузданной стихии, которая, в конце концов, поглотит человека. Он обречён, пассивен и бездействен. Писатель в то же время провозглашает и стихийность творчества, где нет места канонам и правилам. Таким образом, поэты-символисты, наряду с К.Бальмонтом, представляют новое искусство, центральным элементом которого станет сам символ.
|
|
Всего комментариев: 0 | |